Ваш город:

Коммуникативная методика изучения иностранных языков

31 мар. 2017 г.
0
4647

Чтобы правильно выбрать методику изучения иностранного языка необходимо, прежде всего, определиться с задачами, которые вы преследуете. Кому-то нужно оттачивать деловой стиль общения, кому-то необходимо делать основной упор на грамматику, а кто-то просто хочет комфортно себя чувствовать в обществе иностранцев и уметь поддержать беседу. В последнем случае стоит рассмотреть вариант изучения иностранного языка по коммуникативной методике.

Коммуникативная методика изучения иностранных языков

Необходимость изучения иностранного языка может быть связана с профессиональной деятельностью, желанием обучаться за границей, подготовкой к путешествию или эмиграции. А кто-то просто стремиться к саморазвитию и хочет получить новые знания и навыки. В любом случае, перед будущим полиглотом в первую очередь встает вопрос: "Какой способ изучения выбрать?", ведь предлагаемые методики построены на разных принципах, и трудно заранее знать, какая из них подойдет именно вам.

Для того чтобы правильно выбрать методику изучения иностранного языка необходимо, прежде всего, определиться с задачами, которые вы преследуете. Кому-то нужно оттачивать деловой стиль общения, кому-то необходимо делать основной упор на грамматику, а кто-то просто хочет комфортно себя чувствовать в обществе иностранцев и уметь поддержать беседу. В последнем случае стоит рассмотреть вариант изучения иностранного языка по коммуникативной методике.

История возникновения коммуникативного метода

Предпосылки появления коммуникативной методики изучения иностранных языков появились в Британии в 60-е годы, когда английский стал приобретать статус международного языка. Те, кто обучался по традиционным методикам, на практике не могли полноценно применять свой багаж знаний. А все потому, что традиционная методика рассматривает язык не как средство коммуникации, а как цель и предполагает изучение преимущественно грамматики. Тогда и появился новый метод, ориентированный, прежде всего, на процесс общения в реальной жизни.

Коммуникативный подход, позволяющий быстро научиться пользоваться иностранным языком как средством выражения своих намерений и мыслей, быстро набрал популярность и примерно в середине 90-х стал активно применяться в России.

Основные принципы коммуникативного метода

Главная особенность коммуникативной методики – "погружение" в языковую среду без использования родного языка (языка-посредника). Этот способ трансформировался с течением времени, но важнейшие принципы по-прежнему сохранились. Среди них можно выделить:

  • Общение на иностранном языке с первого же занятия. Даже начинающие ученики с нулевым уровнем знаний уже после первого урока овладевают определенным набором несложных фраз. Считается, что это позволяет не только сразу привыкнуть к звучанию речи, но и предупредит появление языкового барьера.
  • Грамотная и беглая речь. Чтобы научиться говорить одновременно правильно и свободно с помощью традиционных методик, может уйти немало времени. Но коммуникативный подход компенсирует этот недостаток.
  • Современные пособия и практический материал. Содержание учебников не только максимально полезное для использования в реальных условиях, но и весьма интересное.
  • Следование трем стадиям обучения: "вовлечение", "изучение" и "активация". Соответственно на первой стадии ученик вовлекается в процесс обучения, например: участвует в интересной дискуссии, обсуждает картинку и пр. На второй – предполагается изучение грамматических аспектов и расширение словарного запаса. И на третьей – ученик закрепляет пройденный материал, выполняя различные упражнения.

Еще одна особенность коммуникативного метода, благодаря которой он во многом получил свою популярность, это минимальная необходимость заучивать правила, шаблонные диалоги и фразы. Все нужное постигается учеником самостоятельно в процессе живого общения.

Особенности процесса обучения

Кредо коммуникативной методики – "Обучение через общение", поэтому около 80% времени каждого урока отводится разговорным видам деятельности. Это могут быть ролевые игры, работа в парах, групповое общение, грамматические игры и пр. При этом обстановка на занятиях непринужденная и свободная.

Учащиеся часто разыгрывают реальные жизненные ситуации согласно изучаемой тематике. Они получают роли и соблюдают условия ситуации, но никакого плана диалога нет – все, как в реальной жизни. Таким образом, оттачивается навык спонтанной речи, характерной для бытовых ситуаций.

Коллективные дискуссии также являются обязательной составляющей уроков иностранного языка. Выглядит это примерно так: перед учениками ставится проблема, и каждый из них должен высказать свое мнение по отношению к ней. Преподаватель выступает в роли ведущего, все больше раскрывая тему и задавая наводящие вопросы.

Участие в подобных играх и дискуссиях позволяет преодолевать языковой барьер и формировать речевую самостоятельность. Иными словами обучающиеся лучше формулируют и выражают собственные мысли, не затрачивая при этом время на продумывание правильности употребления той или иной фразы.

Кроме живого общения между собой, учащиеся просматривают интервью, отрывки из телепередач и фильмов на изучаемом языке. Они могут получать задания не только перевести, но и озвучить просмотренный материал.

Преимущества и недостатки коммуникативного метода

Из явных преимуществ данной методики изучения иностранных языков можно выделить следующее:

  • быстрое преодоление языкового барьера и оттачивание навыков общения, как с другими учениками, так и с носителями языка;
  • к концу обучения ученик не только хорошо говорит на иностранном языке, но и превосходно воспринимает речь других;
  • нет необходимости заучивать материал;
  • никакой лишней нагрузки, например, в виде вводных уроков и экскурсов в историю;
  • в сравнении с другими подходами, обучение по этой методике интереснее и требует меньше временных затрат.

Если же говорить о недостатках коммуникативной методики, то:

  • некоторым ученикам трудно адаптироваться к занятиям, где практически не используется родной язык;
  • если группа большая, преподаватель не всегда успевает уделить достаточное количество внимания каждому ученику, что может негативно отразиться на эффективности обучения;
  • в силу индивидуальных особенностей характера не каждому под силу свободно (непринужденно) изъясняться даже на родном языке, не говоря уже об иностранном;
  • ученики могут правильно говорить и строить предложения, но часто не знакомы с самими правилами (знают "как?", но не знают "почему?").

Таким образом, можно сделать вывод, коммуникативный метод включает в себя именно прикладной аспект изучения иностранного языка. Обучающийся полностью погружается в языковой процесс, развивая умение поддерживать разговор, а также быстро и правильно излагать свои мысли. Однако если у вас нет так называемой "способности к языкам", то вам лучше всего выбрать другую методику, предполагающую заучивание информации.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.
Новости образования
Премьер-министр РФ Михаил Мишустин на стратегической сессии «О качестве общего и профессионального образования»
В рамках прошедшей сегодня стратегической сессии «О качестве общего и профессионального образования» под председательством премьер-министра РФ Михаила..
Премьер-министр РФ заявил о необходимости повышения качества образования
19 нояб. 2024 г.
0
907
Класс школы для одарённых детей.
В Минпросвещения России сообщили о том, что в каждом федеральном округе планируют открыть школы для одарённых детей. В РПЦ высказались за преподавание..
О школах для одарённых детей, преподавании церковнославянского языка и введении самбо в школах РФ
18 нояб. 2024 г.
0
1312
Глава Минпросвещения РФ провёл личный приём граждан
Министр просвещения РФ Сергей Кравцов провёл личный приём граждан и ответил на интересующие родителей и педагогов вопросы, связанные с организацией п..
Глава Минпросвещения РФ провёл личный приём граждан
15 нояб. 2024 г.
0
2824
Оставить свой комментарий

Ваш город: