Ваш город:

Детству становится тесно: школа и детский сад в новостройке, «беби-бум» и статистика инерции

15 февр. 2021 г.
1
1351

Мама троих детей рассказывает: в младшей группе детского сада, куда местный отдел образования определил ее сына, по списку – 90 детей. При этом в других детских садах свободных мест нет, и ей приходится возить малыша в противоположный конец города, от места постоянной регистрации и проживания, от школы, в которой учатся старшие дети, и где тоже есть переполненный детский сад. Женщина с нескрываемым удовольствием сообщает, что из-за пандемии группу посещает половина детей!..

Детству становится тесно: школа и детский сад в новостройке, «беби-бум» и статистика инерции

Странно слышать, что опасная инфекция может быть благом, но представить группу малышей в полном составе с одной воспитательницей и няней – куда более немыслимая картина. Почему в регионе, где 3-5 детей в семье – норма, да еще при существующей государственной поддержке рождаемости, все так не продумано и не подготовлено? Давайте попробуем разобраться.

«Кто так строит?..»

Помните сюжет из фильма-сказки «Чародеи», где командировочный, блуждая по коридорам НИИ в попытке найти выход, то и дело в отчаянии произносил фразу «Ну кто так строит?» Так вот, этот сюжет сегодня реально воплотился в современных новостройках. Правда, не с точки зрения архитектурных решений, а с точки зрения вдумчивого градостроительного планирования.

Кажется, что все хорошо: новый микрорайон в городе, новая школа с детским садом на 1000 мест – жить бы да радоваться. Но обещанное обучение в одну смену через год сменяется обучением в 2 смены, детский сад переполнен, а жилые дома вокруг продолжают расти, как грибы после дождя, увеличивая приток населения – молодых семей с детьми, которым, само собой, нужны места в школе и детском саду.

Не секрет, что каждая молодая семья мечтает о собственном жилье, и реализует свои мечты за счет ипотеки, в том числе – с привлечением материнского капитала. Это раньше квартиры молодым специалистам и многодетным семьям распределялись по принципу строгой учетности и отчетности. Поэтому каждая районная администрация могла быстро и легко сосчитать всех детей – по улицам и кварталам, определить, сколько нужно школ и детских садов. Капиталистический уклад «отпустил в свободное плавание» решение жилищных вопросов, жилищное строительство, а потому и узнать, сколько детей и какого возраста поселятся в конкретном микрорайоне, стало проблематично.

Застройщику, выигравшему тендер на возведение жилых корпусов, честно говоря, все равно, хватит ли мест в школах и детских садах. Конечно, у строительной компании есть обязательный минимум на создание социальной инфраструктуры. Но это только до сдачи объекта в эксплуатацию, а дальше – «хоть, трава не расти».

Да и нет у строительной компании полномочий для определения процентного состава новоселов – дошкольников, школьников и т.д. А общая статистика по демографической ситуации в отдельно взятом населенном пункте мало информативна для перспективного планирования и возведения таких нужных объектов, как школы, детские сады и прочие здания и площадки для развития подрастающего поколения.

Кто посчитает детей?

Совершенно очевидно, что Нацпроект «Демография» уже приносит положительные результаты в отдельных регионах (даже на фоне общего спада рождаемости, обусловленного кризисом 90-х годов). В рейтинге по естественному приросту лидируют:

  • Ингушетия – 5,5%;
  • Севастополь – 4,8%;
  • Ленинградская область – 4,7%;
  • Чеченская Республика – 4,5%;
  • Тюменская область – 4%;
  • Московская область – 3,6%.

Кроме этих регионов, прирост населения отмечается еще в 26 регионах. При чем не только за счет рождаемости, но и из-за миграции (а среди мигрантов – не только дети). Приток населения обусловлен также положительной динамикой экономического развития региона, национальными и конфессиональными факторами. Но количество будущих школьников по отдельным населенным пунктам, не уже говоря о микрорайонах, на основании этих данных рассчитать сложно.

Конечно же, у Росстата есть и более конкретные показатели. Например, согласно статистическим данным за последние 2 года:

  • В Москве родилось 41,6 тысяч маленьких москвичей, а переехали в столицу 257,3 тысячи мигрантов (в том числе, семьи с детьми);
  • В Санкт-Петербурге появилось на свет 10,1 тысячи россиян, приток мигрантов – 106,8 тысячи;
  • Тюменская область – 12,9 и 46,9 тысяч человек соответственно, и т. д.

То есть, цифры от которых можно оттолкнуться для расчета более точного количества детских мест существуют. И, при желании, местные муниципальные органы власти могут и обязаны вести учет детей, для которых необходимо создавать места в пределах конкретной территории, и даже планировать кадровые ресурсы педагогических работников в привязке к местности.

Только на деле выходит все не так, как хотелось бы, и сложности в определении ребенка в детский сад и школу возникают едва ли не с момента его рождения.

Причин несколько, и все они – объективные:

  • Ни отдел образования, ни местная администрация не могут повлиять на нормы проектирования детских дошкольных учреждений, разработанных еще в 1989 году, явно отстающих от требований времени и текущей демографической ситуации.

Для тех лет нормы СНиП были нормальными – 70 мест на 1000 человек населения в конкретном микрорайоне. Особо обращаем внимание, что это были обычные типовые проекты для жилых микрорайонов малой этажности, и в 90-х годах семьи с 2 детьми были редкостью, а с тремя и больше – огромной роскошью в условиях глобального кризиса, краха государства и целого ряда экономических проблем. Типичная семья в те годы – мама, папа, бабушка, дедушка и бездетные соседи на одного ребенка.

Прошло 30 лет, и сегодня мы живем в стране с капиталистической системой. А требования к сооружению социально значимых объектов остались прежними, и директор школы на 1000 мест по закону обязан разместить всех детей на закрепленной территории, когда уже 3-5 детей в семье – норма.

  • Можно было бы предъявить претензии к строительным компаниям, да только они мало что могут изменить: если школа не будет соответствовать СНиП 2.08.02-89, утвержденных Госстроем СССР, то не видать им акта госприемки и прибыли, как своих ушей. Главный интерес застройщика заключается в скорейшей сдаче объекта, с минимальными затратами на материалы. А сколько детей будет проживать в новом микрорайоне, его не интересует. Вот и строят школы и детские сады по нормам 1989 года в окружении современных жилых высоток. Среди высоток, где только в одном доме могут проживать более 500 семей с детьми, и в этом случае школа на 1000 мест нужна для каждых 2-3 домов, а не для 7-10 24-этажных корпусов.
  • Родители, согласно ст. 67, Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации», имеют право выбирать не только место учебы ребенка, но и учителя. На деле же получается, что кто-то успел воспользоваться правом и выбрал школу и/или детский сад для своих детей, а семье, проживающей в шаговой доступности от детского учреждения в своем микрорайоне, приходится будить детей раньше на пару часов, чтобы в «час пик» успеть отвезти их в соседний район, и не всегда – по пути на работу.

Где-то на межведомственном уровне произошел сбой системы, из-за несогласованности. Да, нацпроект «Демография» оказался очень успешным и серьезно простимулировал рост рождаемости населения. Но разработчики этого проекта наверное забыли, что кроме появления новых граждан, благодаря предпринятым мерам дополнительной материальной поддержки, необходимо и обеспечение их достаточными условиями для обучения.

Вряд ли, ребенок, проснувшийся утром на час раньше и преодолевший с родителями утреннюю «зарядку в транспорте», будет внимателен и сосредоточен на уроках

Не менее важно, чтобы родители были уверены, что после рождения ребенка, можно будет без дополнительных квестов, определить его в детский сад и школу, чтобы спокойно отправиться на работу. Нужно, чтобы мама отправляла ребенка в группу, где по списку – не 90 человек, а не больше 20, как прописано в п. 1.9. СанПИН 2.4.3049-13, а также в ст.159 ТК РФ (о нормировании труда). Нужно, чтобы современные мамы дошкольников, перестали радоваться эпидемии, «благодаря» которой их детям в детском саду будет уделено должное внимание со стороны воспитателя.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.
Новости образования
Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков на заседании
Как сообщает пресс-служба Министерства науки и высшего образования РФ, глава ведомства Валерий Фальков выступил на заседании Комитета по науке и высше..
Глава Минобрнауки РФ Валерий Фальков представил результаты деятельности за 2023 год в Госдуме
27 мар. 2024 г.
0
424
Глава Минобрнауки РФ Валерий Фальков
В Министерстве науки и высшего образования РФ начал работу Всероссийский форум «Планёрка профилактики» по противодействию распространения идеологии те..
О Всероссийском форуме «Планёрка профилактики» и старте приёмной кампании в вузах РФ
26 мар. 2024 г.
0
758
Студенты разрабатывают БПЛА
С 1 апреля 2024 года в России стартует пилотный проект по подготовке специалистов в сфере разработки и производства беспилотных летательных аппаратов ..
В России с 1 апреля стартует пилотный проект по подготовке специалистов в сфере разработки и производства БПЛА
25 мар. 2024 г.
0
1177
Комментарии
Пользователь
14 сент. 2021 г., 15:28

Здравствуйте, Великолепный сайт, а как можно добавить свой садик? yalta-sadik.ru

Оставить свой комментарий

Ваш город: